№ 4 [76]
00`00``01.04.2009 [Σ=4]
ЖУРНАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКЕ - «ОРГАНИЗМИКА»
Organizmica.org/.com/.net/.ru
НОВАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ОРГАНИЗМИКА

История

Разделы Организмики

Русская ятронаука – прорыв в истории науки

Р.А. Симонов, доктор исторических наук,
председатель комиссии РАН «Естественнонаучная книжность в культуре Руси», 2007 г.

Подписка на журнал «Organizmica» в каталогах:
«Роспечать» - 82846; «Пресса России» - 39245

Природа памятника
Связь с западноевропейской культурой
Формы использования в русской практике
Значение источника

Недавно А.А. Романова обратила внимание научной общественности и опубликовала мало известный памятник со знаками Зодиака, имеющий вид таблицы (представлен списками славяно-русской рукописной традиции конца XV – XVI вв., например [1]). Отмечая факт включения такой таблицы в Геннадиевскую Библию 1499 г., исследовательница не нашла этому объяснения: «Не берусь судить о том, с какой целью она была помещена в список Библии» [2, стр. 132].

А.А. Романова указала в качестве предполагаемого протооригинала таблицы календарь Йорга Глокендона 1491 г., резюмируя, что источником мог быть и какой-то другой западноевропейский календарь: «Данная таблица заимствована, по-видимому, из какого-то западноевропейского календаря, возможно, печатного» [2, стр. 132]. При этом исследовательница отметила, что «в таблице из Геннадиевской Библии использована русская азбука, т.е. можно говорить, что таблица не просто скопирована с латинского (немецкого?) оригинала, а именно переведена» [2, стр. 132]. Чтобы установить значение рассматриваемого источника, надо понять его природу, связь с западноевропейской культурой и установить формы использования в русской практике.

Природа памятника

Памятник представляет собой таблицу для определения времени пребывания Луны в том или ином знаке Зодиака. Зодиак это пояс на небесной сфере, внутри которого происходит видимое движение планет, Солнца и Луны. Луна для земного наблюдателя обходит Зодиак в течение так называемого сидерического месяца (27,321661 суток). Солнце его проходит за год. Зодиак является круговой структурой, содержащей 360 градусов. Для удобства Зодиак был поделен ровно на 12 частей по 30 градусов. Эти части и являются знаками Зодиака. Таким образом, понятие знаков Зодиака имеет математико-астрономический смысл [3, стр. 45 – 46].

В рассматриваемом источнике по верхней кромке таблицы указываются номера так называемых «золотых чисел» (первый вариант таблицы) и «лунных кругов» (второй вариант), что позволяет группировать года по 19-летнему циклу Метона. (Поскольку каждому году соответствует определенный «лунный круг», равный остатку от деления числа года в эре от Сотворения Мира на 19, то для «уплотнения» таблиц вместо чисел года указывались номера их «лунных кругов». «Золотое число» опережает «лунный круг» на три единицы). Ниже в таблице для каждого «лунного круга» («золотого числа») года даются дни сидерического месяца, когда Луна находилась в том знаке Зодиака, название которого приводится у правой кромки таблицы. Здесь лунные дни передавались 27 буквами кириллического алфавита, которыми выражалась приближенная величина сидерического месяца (А.А. Романова, имея в виду эти знаки, говорит об использовании русской азбуки). Сидерические знаки, употребляемые в славяно-русских списках таблицы, складываются в два различающихся варианта. Это свидетельствует о том, что соответствующий западноевропейский источник на Руси переводился (адаптировался) как минимум дважды.

Астрологический смысл второго варианта (если первым считать таблицу в Геннадиевской Библии) славяно-русской трактовки движения Луны в знаках Зодиака обусловливается использованием таблицы для врачевания. Об этом свидетельствует информация о частях тела человека, сообщаемая у левой кромки таблицы. Славяно-русские списки этого варианта ранее конец XV – начало XVI вв. не выявлены. Первый вариант (он входит в Геннадиевскую Библию 1499 г.) не содержит прямых данных об астрологическом назначении. Дата Библии свидетельствует, что этот вариант славяно-русской таблицы возник не позже конца XV в.

Связь с западноевропейской культурой

В эпоху Ренессанса в Западной Европе происходит возрождение интереса к античной культуре, включая эзотерику. Причем интерес к эзотерике имел важное значение для последующего развития естествознания. Это обусловливалось появлением ятронаправлений (от латинского «ятро» – врач), разрабатывавшихся в XV – XVI вв. на медицинских факультетах университетов, в виде ятрохимии, ятроматематики, ятрофизики и др. В рамках ятронаправлений происходил процесс «объективизации естествоведения» (термин И.М. Рабиновича), приведший к становлению науки Нового и Новейшего времени.

В нашей стране вопрос о предварительном ятронаучном этапе развития современной науки был поднят И.М. Рабиновичем совместно с опубликовавшей его статью по этому вопросу редколлегией сборника «Историко-математических исследований» (отв. ред. А.П. Юшкевич). О достаточной «крамольности» содержания статьи для 1970-х гг. говорит тот факт, что в ней выражалось сомнение в истинности «материалистических» объяснений, которые «связывают освоение понятия переменной величины с потребностями европейской техники в начале XVII в.». По Рабиновичу, появление понятия переменной величины, определившей выделение в системе научных дисциплин так называемой «высшей математики», обусловливалось нуждами ятроматематики (врачебной астрологии): «Астрология стала применяться главным образом для нужд медицинской практики, а не как средство гадания о судьбе человека… Этот термин («ятроматематика» – Р.С.) представляется нам весьма подходящим для обозначения отмеченного направления в развитии математики» [4, стр. 223, 226].

Основой ятроматематического учения было положение об «управлении» здоровьем человека знаками Зодиака: знак Овна «управлял» здоровым состоянием головы, знак Тельца – шеи и так далее, 12-й зодиакальный знак Рыб «управлял» здоровьем ступней. Во втором варианте славяно-русской астрологической таблицы знаки Зодиака соответствовали частям тела человека в той же последовательности. Это позволяет заключить, что его (второго варианта таблицы) появление на Руси не позже кон. XV – нач. XVI вв. вызвано распространением в стране западноевропейской мысли в области ятронауки.

Формы использования в русской практике

Наличие изучаемой таблицы заставляло думать, что она как-то применялась в русской реальной жизни. Но как именно? Не вызывает сомнения лечебное назначение второго варианта таблицы благодаря открытию Б.Н. Морозовым (Археографическая комиссия РАН) подлинника рукописи знаменитого Травника 1534 г., считавшегося утраченным [5, стр. 73 – 85] (рукопись хранится в Центральной научной библиотеке Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, № 159).

Сенсационность открытия усиливалась обнаружением в царском Травнике 1534 г. позднейшей записи лечебного назначения, содержащей перечень благоприятных («добрых») для врачевания дат в некоем сентябрьском году второй половины XVI в. Она могла быть сделана на основе табличного или словесного дополнения (к рассматриваемому варианту таблицы), обеспечивающего «перевод» сидерических дней в календарные даты. Например, такой перевод предусмотрен «Брюсовым календарем», напечатанным в нач. XVIII в., то есть в Петровскую эпоху. Данные «Брюсова календаря» позволили обосновать, что ятроматематический расчет Травника 1534 г. предназначался для 1571 сентябрьского года и был, по-видимому, осуществлен врачом-астрологом Бомелиусом, ставшим в 1570 г. царским лейб-медиком [6, стр. 5 – 21]. Выявленный эпизод является живым свидетельством существования интереса к ятронауке в России, по крайней мере, в историческую пору от Ивана Грозного до Петра I.

Рассматриваемый вариант славяно-русской таблицы также получил отражение в «Цветнике священноинока Дорофея», возникшего после 1589 г. Здесь приводятся два перечня сидерических знаков, упорядоченных по «качествам» «добрых треблаженных» (из 17 пронумерованных знаков один пропущен) и «злых преокаянных» (10 знаков). Если учесть, что в ятроматематике «добрыми» назывались благоприятные для врачевания дни, а «злыми» – неблагоприятные, то в «Цветнике» могла идти речь об информации, сходной с приводимой в Травнике 1534 г., или имеющей какой-то иной, пока не поддающейся расшифровке смысл [7, стр. 67 – 68].

Характер использования первого варианта таблицы, включенного в Геннадиевскую Библию, остается неясным.

Значение источника

В работе И.М. Рабиновича говорилось о ятронауке (точнее ее части – ятроматематике) применительно к реалиям Западной Европы. Поскольку рассмотренные выше данные об элементах ятроматематической книжности на Руси тогда не были известны, то априори не исключалось, что ятронаучный этап, предшествующий науке Нового времени (современного типа), является не всеобщим, а региональным, западноевропейским образованием. Значит, и современная наука, «замешанная» на своей предшественнице – ятронауке, могла быть в определенной степени случайным событием, а не неизбежным итогом развития человеческой мысли.

Реальное использование элементов ятроматематики в России XVI – нач. XVIII вв. свидетельствует о том, что ятронаучный этап был всеобще-европейским, а не лишь западноевропейским явлением. А это значит, что современная наука есть необходимое содержание цивилизации Нового и Новейшего времени. Вместе с тем по-новому выступает история русской науки, развитие которой связывалось с Петровской порой. В действительности же, Петровское и Послепетровское состояние науки было плавным продолжением предшествующего ятронаучного этапа, о котором не было ничего известно. Можно с уверенностью сказать, что обнаружение и начало систематического изучения русских ятроматематических источников является принципиально новым, по существу революционным результатом науки XXI века. Соответствующие исследования обобщены в итоговой работе [8].

Важное значение в изучении Предпетровского состояния русской науки имеют библиотеки, сохраняющие в своих собраниях неоценимые источники, которые, надо надеяться, откроют новые страницы отечественной ятронауки.

Литература:

  1. РГБ, ф. 304.I.315, л. 500; РГБ, ф. 205, № 229, л. 41.
  2. Романова А.А., Древнерусские календарно-хронологические источники XV – XVII вв. СПб., 2002. Снимки вариантов таблицы даны на вклейке между с. 64 и 65.
  3. Климишин И.А., Календарь и хронология. М., 1990.
  4. Рабинович И.М., О ятроматематиках // Историко-математические исследования. М., 1974. Вып. 19.
  5. Морозов Б.Н., Травник из постельной казны Ивана Грозного? Харьковская рукопись 1534 г. – новый памятник книжной мастерской митрополита Даниила (Первые шаги изучения) // Археографический ежегодник за 2003 год. М., 2004.
  6. Морозов Б.Н., Симонов Р.А., Датировка и атрибуция медико-астрологических расчетов, приписанных к Травнику 1534 года // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004, № 4 (18).
  7. Симонов Р.А., О зашифрованной записи в «Цветнике священноинока Дорофея» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 4 (14).
  8. Симонов Р.А., Ятронаучный этап естественнонаучной книжности (конец XV – начало XVIII вв.) // Вопросы истории естествознания и техники. 2007, № 1.

Ссылки по теме: