№ 11 [82]
00`00``01.11.2009 [Σ=1]
ЖУРНАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКЕ - «ОРГАНИЗМИКА»
Organizmica.org/.com/.net/.ru
НОВАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ОРГАНИЗМИКА

Лингвистика

Разделы Организмики

Корень праязыка «ЗМ» – «земля»

А.А. Тюняев, президент Академии фундаментальных наук, академик РАЕН,
01.07. – 11.11.2009 г.

Подписка на журнал «Organizmica» в каталогах:
«Роспечать» - 82846; «Пресса России» - 39245

Земля, Зем (низ), Зима
Сакральность корня «ЗМ»
Божества
Народы, города, селения и другие ойконимы с корнем «ЗМ»
Заключение

Земля, Зем (низ), Зима

Одним из слов, содержащих корень «ЗМ», является слово ЗЕМЛЯ. В связи с этим, несколько странно наличие того немногочисленного количества слов, в которых применяется этот корень. В данном случае уже нельзя применить голую статистику для того, чтобы определить значение этого корня. Придётся искать значение корня «ЗМ» несколько иначе, более феноменологически.

В результате предварительного анализа массива однокоренных слов основным значением корня «ЗМ» следует считать – ЗЕМЛЯ – др.-русск. землѩ, земь, соврем. на́земь, о́земь, ст.-слав. земьнъ, укр., блр. земля, болг. земя, сербохорв. зѐмља, словен. zemlja, чеш. země, слвц. zem, польск. ziemia, в.-луж., н.-луж. zemja; лит. žẽme «земля», лтш. zеmе, др.-прусск. semme – то же, лит. žẽmas «низкий», лтш. zems – то же, авест., др.-перс. zam- ж. «земля», фриг. ζεμέλω «мать-земля», греч. Σεμέλη, авест. zå.

Уже в этом перечне мы находим некоторые слова, в которых произошло искажение первой буквы корня (аналогичную картину мы наблюдали при изучении корня «ПР» – чередование P→0→B→F→V→H первой буквы этого корня) – фриг. ζεμέλω «мать-земля» и греч. Σεμέλη начинаются с буквы «С», хотя в этом случае она и читается как «З».

Кроме того, под вопросом находятся слова из некоторых языков, традиционно относящихся к индоевропейской семье и при определении значений других корней праязыка не обнаруживавших таких искажений, – др.-инд. kṣam-, греч. χαμαί «на земле», χαμηλός «низкий», лат. humus, греч. χθών. То есть первая буква «З» корня «ЗМ» в этих языках заменена на «КС» и «Х» (h), что говорит о чужеродности корня «ЗМ» для древнеиндийского, греческого и латинского языков.

Возможно, это следствие сакральности термина «земля», сакральности, которая не раскрывалась чужакам в удалённых от древнерусского языках. Между тем, слово ХОРЕЗМ «земля Хорса» говорит о том, что корень «ЗМ» в значении «земля» был известен на авестийском востоке (впрочем, как и имя славянского бога Хорса «движение», использованное, например, в древнеегипетском названии города Хургада «движение бога»). Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, расположенные в низовьях реки Амударья. Первые упоминания о Xорезме встречаются в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте» – то есть в индоевропейских источниках.

Представим следующий свод слов и их значений: англ. Zimmer «подставка, позволяющая передвигаться больным и старым людям», англ. Zimmermann's corpuscle «тромбоцит, кровяная пластинка», немец. Zimmermann «плотник», Zimmermadchen «горничная», немец. Zimmer «комната, дом», уст. копа, сорок штук (мера), немец. zimmern «плотничать» (Balken zum Bau zimmern «обтёсывать [заготавливать] брёвна для постройки»), немец. Zimt «корица», разг. «хлам, барахло» (was kostet der ganze Zimt? «сколько стоит всё чохом?»), австр. Zement «цемент», «кожаный, резиновый клей».

Ещё интересны значения лат. ZUMA «котелок, кастрюля» и немец. Zumitts «посредине», и первые, и последние наводят на мысль, что корнем «ЗМ» обозначается некое пространство, необходимое для обитания человека: комната либо её постройка, либо то, в чём приготавливают пищу.

Большая советская энциклопедия говорит, что слово ЗЕМЛЯ образовано от общеславянского ЗЕМ «пол, низ». Эту же версию подтверждает ЗМЕЯ, змия, змей, др.-русск. змии (часто, начиная с 11-го в.) (укр. змiя́, змiй, ст.-слав. змиѩ, змии, болг. змия, змей, сербохорв. змѝjа, змаj, словен. zmíja, zmaj, чеш. zmijе «гадюка; змея, ехидна», слвц. zmijа и чеш. zmek «дракон», слвц. zmok, польск. żmija, żmij «змей, змея», в.-луж., н.-луж. zmijа – то же).

Существует также табуистическое название «земной, ползающий по земле», от «земля»; ср. алб. dhemjë «гусеница», dhemizë – то же, от dheh «земля» (Фасмер). В этих случаях мы наблюдаем также полное искажение слова (если, конечно, есть связь между словами с корнем zm и словами с корнем dhh).

Слово ИЗЮМ также указывает на то, что значение корня «ЗМ» связано с низом или полом. Так, ИЗЮМ, диал. гузюм, стар. русск. изюмъ (Домостр. Заб. 163; Хожд. Котова 73) (тур., азерб., крым.-тат., чагат., тар. uzum «виноград», казах., уйг. ozum, крым.-тат. Juzum). Толкование дадим ниже.

Рассмотрим следующий куст слов, содержащих корень «ЗМ». ЗИМА др.-русск. зима, нар. зимусь «этой зимой», др.-русск. зимусь (грам. ок. 1300 г.) (укр. зима, болг. зима, сербохорв. зима, вин. зиму, словен. zíma, чеш., слвц., польск. zima, н.-луж., в.-луж. zуmа; лит. žiemà «зима», лтш. zìema – то же, авест. zyå-, zim-, zimō «мороз, зима», болг. зимъс, сербохорв. зимус).

Как видим, в представленных индоевропейских языках слово ЗИМА имеет один и тот же корень «ZM». Сюда же относится и авестийский регион – прекрасная корреляция с ХОРЕЗМОМ.

Между тем, ряд слов, обозначающих зиму, вновь находится под вопросом. Это ст.-слав. χεῖμών, греч. χεῖμα «зима», χειμών «зимняя буря», χειμερινός «зимний», алб.-гег. dimën, тоск. dimër «зима», лат. hiems «зима», hībernus «зимний»; др.-прусск. semo – то же, др.-инд. hḗman «зимой», himás «зима», hēmantás – то же, арм. jmeṙn «зима». В представленных словах первая буква – «З» – претерпевает ряд искажений: χ, d, h, s, j.

Очевидно, что корень «ЗМ» не значит «белый» или «холодный», как, допустим, могли бы предположить, исходя из значения слова ЗИМА. На принадлежность корня «ЗМ» к обозначению цвета говорит и слово ИЗУМРУД, изумрудный «зелёный», др.-русск. изумрутъ, с 1462 г. в грам. (тур. zümrüt – то же, перс.-араб. zumurrud, греч. σμάραγδος). Греческое слово вновь, как и в случае со словом ЗЕМЛЯ, обнаруживает искажение первой буквы, что говорит о негреческой принадлежности исследуемого корня «ЗМ».

Сакральность корня «ЗМ»

Учитывая малораспространённость слов с корнем «ЗМ», а также то, что некоторые из них (ХОРЕЗМ, ЗМЕЙ) связаны с сакральной стороной человеческого бытия, есть соображение, что этимологию этого корня следует искать как раз в этой области.

Значительная часть сюжетов с участием обожествлённой Земли содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре – небе и Земле, союз которых послужил началом жизни во вселенной и от которого произошли остальные боги. Персонифицированная в образе богини – супруги неба, Земля фигурирует в мифологиях почти всех народов.

Но и небо, и Земля сами являются порождением предшествующего поколения богов. Широко распространено представление о возникновении Земли из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж. В древнерусских мифах Землю из воды достаёт утка, или другой вариант – утка взбивает Землю непосредственно из воды, как масло из молока.

Мифологические представления о Земле, как о стихии плодородия, в земледельческий период принимают эротическую символику: вспашка и посев отождествляются с оплодотворением, плуг – с фаллосом, муж – Ярило, и т.п.

В древнеславянской мифологии – в наиболее ранний, охотничий и скотоводческий период, – существуют два священных животных, которые создали часть мира, – это корова ЗЕМУН (исп. ZUMBA «бубенчик у скота») и коза Седунь. Первая и является сакральным символом, выраженным в корове и распространённым по всему древнему миру. Процесс создания всего вокруг начинается, в частности, с того, что из сосцов этих двух животных вытекает молоко, из которого формируется Млечный путь (Молочный путь), звёзды и планеты. Из молока коровы ЗЕМУН бог Род в облике утки спахтал (взбил) Землю – в виде масла.

Об отношении корня «ЗМ» к названию культового животного говорит и этимология слова ЗАМША, впервые замшеный кордован (Уст. морск. 1724 г.), укр. замша, польск. zamsz, zamesz, чеш. zámiš, ср.-в.-н. saemisch, ср.-нж.-нем. semesch, лтш. ziemišk̨a «замша», эст. sämis(k), чеш. zamšiti sе «покрыться мохом», тур. sämiz «жирный». И опять мы видим искажение первой буквы с удалением от центра применения корня «ЗМ», то есть с удалением от Русской равнины. Так, М. Фасмер в этимологический ряд замши ставит франц. сhаmоis «серна, кожа серны», франц. сhаmоisеr «дубить, придавая качества замши».

В древнерусском алфавите буква «З» называется «земля». Считается, что позднее «З» возникло частично из более древнего «dz», которое обозначалось в ряде ст.-слав. памятников кириллического письма через «S» (зело).

В этом контексте рассмотрим этимологию слова СМЕТАНА, укр. сметана, блр. сметанка, болг. сметана, словен. smẹtana, чеш., слвц. smetana «сливки, сметана», др.-польск. śmiotana, польск. śmietana, диал. śmiotana, śniotana, кашуб. smjotana, в.-луж. smjetana. Реконструкция праформы *sъmetana, якобы, вытекает из укр. и др.-польск. формы. Но при этом существуют фонетические формы рум. smîntînă, истрорум. smîntîră – то же, smîntîresc «снимать сливки», которые вызывают большие затруднения у лингвистов, потому что в пределы предполагаемого корня «МТ» внедряется согласная «Н». А вост.-ср.-нем. Schmant «сливки», ср.-нж.-нем. smant и нов.-в.-н. Schmant вообще отделяют от массива однокоренных слов. И напомним, что об использовании в прусском регионе «С» вместо «З» говорят др.-прусск. semme «земля» и др.-прусск. semo «зима».

Также укажем, что по аналогии сбить – взбить существует и сметать – взметать. В последних с учётом примера со «сметаной» древний корень мог отделиться по двум направлениям. Первое – вз + метать, а второе – (в)зм + тать, которое и образовало новый корень. Сюда же следующий пример, ИЗМАРАГД название др.-русск. сборника поучений, др.-русск. измарагдъ «смарагд». В греческом σμάραγδος, но с произношением zm- и последующим введением из- (Фасмер).

Если принять за позыв к образованию нового слова мифологический аспект, то такое образование – из приставки и первой согласной корня – представляется вполне возможным и во многом подтверждается обилием искажений первой согласной (приставочной) в других языках.

Тот же мифологический аспект позволит нам разобраться и в том, что Земля ассоциируется и с обозначением низ, и с обозначение середины. Так, при делении космоса на небо, землю и преисподнюю Землю рассматривали, как среднюю зону. Положение Земли, окружённой мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальной проекции космоса.

Божества

Здесь лишь повторим имя божества, рассмотренного в сакральном аспекте выше. В доземледельческий период – это корова ЗЕМУН. Она в земледельческий период сменила своё название – ЗЕМЛЯ, или МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ. Добавим также, что, согласно Книге Ра, корень «ЗМ» составной и имеет составное значение «Это (З) Мать (М)», адекватное и значению матери-коровы Земун, и Матери-Сырой-Земле.

Народы, города, селения и другие ойконимы с корнем «ЗМ»

Известная балтийская народность «ЗЕМИГОЛА». Так же называется и её территория – только др.-русск. зимѣгола (Лаврентьевск. летоп., Ипатьевск. Список); зимиголи (Летоп. Аврамки) (лат. Semgala, лтш. Zę̀mgale «Земгалия», zę̀mgalis «нижний конец», «земгалец»).

ЗЕМУН – город в бывшей Югославии, у впадения реки Сава в Дунай. ЗИМА – город в Иркутской обл., на левобережье реки Ока (приток Ангары), известен с 1743 г. По версии Фасмера, местное название города ИЗЮМ (в Харьковской области Украины) связано с тюркским «низина» (см. выше). ЗЕМИГАЛА лит. Žemygala – местное название в Литве (встречается дважды). ЗЕМУ – река и ледник в Гималаях (Индия).

Есть несколько названий и в Африке. ЗАМБИЯ (Zambia) – государство на юго-востоке Африки, в древности междуречье ЗАМБЕЗИ (Zambezi – четвёртая по величине река Африки) и Конго населяли бушмены и готтентоты. ЗИМБАБВЕ (Zimbabwe) – государство на юге Африки.

Заключение

С учётом вышеизложенного приходим к следующему заключению:

  1. в доземледельческий период корень «ЗМ» связан с обозначением священного животного (коровы-лосихи), которая выступает прародительницей всего мира и человека;
  2. в земледельческий период корень «ЗМ» праязыка обозначает сакральное понятие «Земля», как обитель человека и как богиню-мать, его породившую.

Литература:

  1. Словарь современных географических названий/ Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. – Электронное издание. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  2. Фасмер М., Этимологический словарь русского языка.
  3. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4, 1863 – 1866.
  4. Тюняев А.А., Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии, «Organizmica» (web), № 9 (69), 9 сентября 2008 г.
  5. Любкер Ф., Реальный словарь классических древностей [Пер. с нем.]. – М.: Директ Медиа Паблишинг, 2007.
  6. Тюняев А.А., Книга Ра, «Organizmica», № 4, 2005.

Ссылки по теме: