№7 [88]
00`00``01.07.2010 [Σ=7]
ЖУРНАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКЕ - «ОРГАНИЗМИКА»
Organizmica.org/.com/.net/.ru
НОВАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ОРГАНИЗМИКА

Археология

Разделы Организмики

Египетские амулеты III – II тысячелетий до н.э. на Южном Кавказе

Д. Нариманишвили, доклад на Международной научной конференции «Археология, этнология, фольклористика Кавказа», Грузия. 2009 г.

Ещё в первой половине ХХ столетия, после открытия памятников бронзовой эпохи на Кавказе, некоторые учёные высказали предположение о культурном контакте, существовавшем между Египтом и Кавказом ещё до XII династии [Hubert, 1925, стр. 29], т.е. до 1991 г. до н.э.

Раскопки «Блестящих курганов» в Триалети, а также богатых погребений Южного Кавказа эпохи средней бронзы подтвердили эти предположения. В некоторых ранних курганах были обнаружены амулеты несомненно египетского происхождения. Амулет в форме человеческой ноги обнаружен в XIV триалетском кургане. Изготовлен из желтоватого камня с красными полосками и пятнами. Высота амулета-подвески 2,2 см. Амулет повреждён. Он имеет двухстороннее кратеровидное отверстие [Жоржикашвили, Гогадзе, 1974, стр. 84, таб. 74]. Аналог этому амулету Э. Гогадзе находит в Древнем Царстве Египта, курган же датирует концом III тысячелетия до н.э. [Гогадзе, 1972, стр. 44, 95].

Амулеты в форме ноги были распространены в Египте в эпоху Древнего Царства и в «первом переходном периоде», т.е. во времена V – VIII династий (2465 – 2100 гг. до н.э.). В последующие эпохи он практически не встречается. Амулет-подвеска «нога» изготавливался обычно из оранжево-красного сердолика, напоминающего кровь. Именно этот камень, по мнению древних египтян, давал силу и энергию амулету. Носили его обычно на ноге, так как считалось, что этот амулет защищает нижние конечности носителя, дарует физическую ловкость и быстроту. Триалетский амулет абсолютно идентичен амулету из Египта, который в 1910 году преподнесла в дар Метрополитен-музею Хелен Миллер Гулд [http://www.metmuseum.org], а также имеет большое сходство с подвеской в форме ноги, происходящей из раскопок Ф. Петри [http://www.digitalegypt.ucl.ac.uk].

В XIV триалетском кургане была также обнаружена подвеска в форме сердца (высота 1,8 см), изготовленная из розового камня, с двухсторонним кратеровидным отверстием у вершины [Жоржикашвили, Гогадзе, 1974, таб. 74]. Эта подвеска-амулет схожа с древнеегипетскими амулетами в форме сердца, которые были очень популярны в Древнем Египте. По веропредставлениям древних египтян сердце было источником жизни и мысли. Египтяне полагали, что сердце содержало в себе душу бога Хепри, и поэтому оно считалось бессмертным. Обычно этот амулет изготовляли из разнообразных камней красного цвета. Верхняя часть иногда имела форму человеческой головы. Амулет «сердце» известен со II династии [Бадж, 2001, стр. 121 – 122]. В «Книге мёртвых» есть семь заклинаний и молитв о сохранении сердца. Одно из заклинаний посвящено амулету «сердце», изготовленному из лазурита, другое – из сердолика. Амулет, изготовленный из полупрозрачного камня, обеспечивал умершему защиту Осириса [Бадж, 2003, стр. 166 – 168].


Рис. 1. Амулет в форме поросёнка из кургана № 13 Цицамури. 2. Фигурка поросёнка из Гиераконполиса.
3. Амулет в форме сердца из XIV триалетского кургана. 4, 5. Амулеты в форме сердца из Египта.
6. Амулет в форме человеческой ноги из XIV триалетского кургана. 7, 8. Амулеты в форме человеческой ноги из Египта. 9. Скарабей в форме человеческой головы фараона Себекемсафа. 10. Скарабей в форме человеческой головы из погребения № 6 Сафар-Хараба. 11 – 19. Камни из Египта, употреблявшиеся в ритуале «отверзания уст». 20. Агатовая гирька в виде лягушки из погребения № 8 Мецамора. 21. Золотая обкладка в форме лягушки из II кургана Лчашена. 22 – 30. Камни из погребения № 8 Сафар-Хараба.

В цицамурском кургане № 13 эпохи средней бронзы был найдён амулет-подвеска в форме «свиньи» или «поросёнка». Подвеска лежала на груди покойника. Фигурка изготовлена из зеленовато-голубого фаянса. Длина «поросёнка» – 1,2 см. [Николаишвили, Нариманишвили, 1995, стр. 72, рис. 572]. Курган В. Садрадзе отнёс к ранней ступени среднебронзовой эпохи и датировал 2000 – 1800 гг. до н.э. [Садрадзе, 2002, стр. 333 – 334]. Амулеты в форме различных животных, в том числе свиньи, были распространены на всём Древнем Ближнем Востоке. Они изготавливались из различных пород камня и глины, но фигурки из голубого фаянса, по-видимому, производились лишь в Египте. Амулеты в форме свиньи в Древнем Египте употреблялись с эпохи Древнего Царства вплоть до эллинистической эпохи. Свинья олицетворяла плодовитость. Подвеска из Цицамури имеет большое сходство с фигуркой поросёнка из Гиераконполиса, которая датируется первой половиной III тыс. до н.э. [www.petrie.ucl.ac.uk].

Египетские амулеты на Южном Кавказе встречаются и в последующие эпохи. В некоторых погребениях могильника XV – XIV вв. до н.э. Сафар-Хараба (Цалкский муниципалитет) в Триалети были обнаружены скарабеи или скарабеоиды. Один из скарабеоидов, изготовленный из голубого стекла в форме человеческого лица, лежал у груди покойника в погребении № 6. В Древнем Египте скарабеи представляли собой изображение священного жука, который символизировал возрождение. Модификацией скарабеев являлись скарабеоиды – амулеты или украшения в форме скарабеев, но различной формы. Они несут ту же символическую нагрузку, что и скарабеи. Скарабеи или скарабеоиды в форме человеческого лица характерны для позднего периода Среднего Царства и второго переходного периода Древнего Египта (XVII – XVI вв. до н.э.). Один из самых известных скарабеев этого типа изготовлен из зелёной яшмы. Он принадлежал фараону Себекемсафу [Hall, 1913, стр. 22 – 23, рис. 211]. Скарабеи были обнаружены также и в Мецаморе [Ханзадян, 2003, стр. 100].

В погребении № 8 могильника Сафар-Хараба за спиной покойника, в истлевшем мешочке, были обнаружены девять камня разной геологической породы, цвета и геометрической формы (кроме камней там находились плоская костяная палочка, обсидиановый наконечник стрелы и бронзовые узкие ланцетовидные ножички). Три камня формой напоминают усечённую пирамиду. С широкого основания камни просверлены, но лишь наполовину. На двух из них насечки и выемки. Подобные камни в Древнем Египте употреблялись в ритуале «отверзания уст». Они известны с эпохи Древнего Царства. По мнению Г. Нариманишвили, камни из погребения № 8 Сафар-Хараба являлись египетским импортом [Нариманишвили, 2006, 95 – 96]. Триалетские камни очень схожи с набором камней для исполнения ритуала «отверзания уст» из гробницы Тутанхамона [Hagen, 2002, стр. 160]. Церемония восстановления земных функций тела часто изображается в папирусах XVIII и XIX династий. Одним из ритуалов этой церемонии является «обряд отверзания уст», который способствовал восстановлению функций речи, слуха, дыхания, зрения и движения умершего в другом мире. Прикосновение отдельных камней наделяли мёртвого человека способностью разговаривать, слышать, видеть и т.д. [Бадж, 2002, стр. 128]. В погребении № 8 Сафар-Хараба вместе с другими лежал также камень красного цвета. В «обряде отверзания уст» красный камень играл определённую роль. По мнению Г. Масперо он предназначался для восстановления цвета губ [Бадж, 2003, стр. 275].

В эпоху поздней бронзы на территории Южного Кавказа встречаются амулеты-фигурки в форме лягушки. Во II кургане Лчашена, который датируется XV – XIV вв. до н.э., была обнаружена золотая обкладка в форме лягушки [Золото Древней Армении, 2007, таб. XLI]. На всём Древнем Ближнем Востоке были очень популярны амулеты в форме лягушки. Изготавливались они из различных пород камня, стекловидной пасты, фаянса, но из золота изготавливались лишь в Египте [Бадж, 2001, стр. 83 – 85]. Этот амулет символизировал жизненную силу и воскресение. Положенный на тело умершего, он должен был передать ему силу богини Хект, символическим изображением которой являлась лягушка. Фигурка лягушки украшает верхнюю часть многих греческих и римских керамических ламп, найденных в Египте. На одной из ламп надпись по-гречески гласит: «Я – воскресение» [Бадж, 2003, стр. 189]. Агатовая гирька в виде лягушки известна из погребения № 8 Мецамора (XII – IX вв. до н.э.) [Золото Древней Армении, 2007, таб. LXII-2].

Египетские амулеты на Южном Кавказе, судя по археологическим данным, появляются с конца III тыс. до н.э. Никаких свидетельств о непосредственных контактах между древним населением Южного Кавказа и Египта пока не имеется. Видимо, египетские поделки на Кавказ попадали при посредничестве сирийских и левантийских городов, таких как Эбла, Мари, Угарит и Библ.

Литература:

  1. Бадж, 2001. Бадж Э.У., Амулеты и суеверия. Москва. 2001.
  2. Бадж, 2002. Бадж Э.У., Египетская книга мёртвых. Москва. 2002.
  3. Бадж, 2003. Бадж Э.У., Египетская религия. Египетская магия. Москва. 2003.
  4. Гогадзе, 1972. Гогадзе Э., Периодизация и генезис курганной культуры Триалети. Тбилиси (на груз. яз.). 1972.
  5. Жоржикашвили, Гогадзе, 1974, Жоржикашвили Л., Гогадзе Э., Памятники Триалети эпохи ранней и средней бронзы. Тбилиси. 1974.
  6. Золото Древней Армении (III тысячелетие до н.э. – XIV в. н.э.). Ереван. 2007.
  7. Нариманишвили, 2006. Нариманишвили Г., Могильник Сафар-Хараба. – Дзиебани. 2006. № 17 – 18. Тбилиси (на груз. яз.). 223.
  8. Николаишвили В., Нариманишвили Г., 1995. Николаишвили В., Нариманишвили Г., Цицамури III. – Мцхета. Т.X. Тбилиси (на груз. яз.). 1975.
  9. Садрадзе, 2002. Садрадзе В., Археологические памятники Мцхета и её окрестностей во II и первой половине I тысячелетия до н.э. Тбилиси. 2002.
  10. Ханзадян, 2003. Ханзадян Э., Мецаморский одиннадцатый курган и печать царя Куригальзу. – Археология, этнология и фольклористика Кавказа. Ереван. 2003.
  11. Hagen, 2002. Hagen R.-M. & R, Egypt. Koln. 2002.
  12. Hall, 1913. Hall H.R., Catalogue of Egyptian Scarabs in the British Museum. Vol. I. London. 1913.
  13. Hubert, 1925. Hubert H., De quelques objets de bronze trouves a Byblos. – Syria. T. VI. Paris. 14.
  14. www.digitalegypt.ucl.ac.uk
  15. www.metmuseum.org

Ссылки по теме: